Доклад и.о. руководителя Управления Роскомнадзора по Тамбовской области А.А. Чемерчевой на тему: "Особенности подсчета рекламы в эфире телевизионных и радиоканалов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности "
24 января 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Управлением Роскомнадзора по Тамбовской области в соответствии с Положением об Управлении, осуществляется контроль и надзор за осуществлением телевизионного и радиовещания. Мероприятия проводятся без взаимодействия с проверяемым лицом, посредством систематического наблюдения.

Соблюдение общего объема вещания является лицензионным требованием в сфере телерадиовещания, установленным пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025.

В целях проверки этого лицензионного требования изучается запись эфира лицензиата, а также сведения, содержащиеся в программах теле-радиопередач, размещенных в средствах массовой информации, а также других документах, которые могут содержать информацию о наименовании выходящих в эфире СМИ передач, а также о дате и времени их выхода в эфир и их тематической направленности.

При этом анализируется запись эфира за календарную неделю.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» (далее – Федеральный закон № 107-ФЗ) под «календарной неделей» понимается период времени с понедельника по воскресенье продолжительностью семь календарных дней.

За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам (ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 107-ФЗ).

Таким образом, анализируемый период записи составляет с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья.

Правила и общая продолжительность распространения рекламы в телепрограмме (телеканале) установлены в п.1-10 ст. 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), данные правила распространяются на телепрограммы (телеканалы), не специализирующиеся на распространении рекламы.

 

В соответствии с п.11 ст. 14 Закона о рекламе в телепрограммах (телеканалах), которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, продолжительность вещания рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.

Правила и общая продолжительность распространения рекламы в радиопрограмме (радиоканале) установлены в п.1-9 ст. 15 Закона о рекламе, данные правила распространяются на радиопрограммы (радиоканалы), не специализирующиеся на распространении рекламы.

В соответствии с п.10 ст. 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, продолжительность вещания рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.

Таким образом, для решения вопроса об отнесении электронного СМИ (теле- или радиопрограммы, теле- или радиоканала) к рекламному СМИ необходимо подсчитать фактическое время вещания данного СМИ в сутки и высчитать процент рекламы.

В рамках контрольно-надзорных мероприятий проверяется соблюдение вещателями требований об объеме вещания средства массовой информации, указанного в лицензии.

При проведении лицензирующим органом проверки соблюдения объемов вещания телеканала (радиоканала) учитывается, что общий объем вещания СМИ включает в себя рекламу в объеме, установленном законодательством о рекламе, и передачи, распространяемые в рамках телеканала (радиоканала).

В случае распространения по лицензии двух средств массовой информации, объем вещания регионального СМИ подсчитывается путем сложения:

- времени, затраченного на вещание непосредственно телепередач (радиопередач);

- рекламных блоков в «окнах» регионального вещания;

- рекламных блоков в «окнах» для размещения в эфире сетевого партнера «региональных рекламных блоков», если они сопровождаются выходными данными регионального СМИ и  его наименованием.

Если в эфире сетевого партнера размещается региональная реклама, которая не сопровождается выходными данными регионального СМИ, такая реклама в общий объем регионального СМИ не включается, и относится к объему вещания СМИ сетевого партнера.

Следует отдельно отметить следующее. В ходе контрольно-надзорных мероприятий зачастую наличие в эфире регионального радиоканала «джингла» сетевого партнера воспринимается как сигнал к переходу с регионального вещания на федеральное, что, в конечном счете, приводит к выявлению нарушения лицензионного требования в сфере телерадиовещания в части несоблюдения соотношения объемов вещания указанных в лицензии СМИ.

Под «джинглом» понимаются все элементы художественного, музыкального, эмоционального оформления радиоэфира, в том числе отбивки, заставки, вылеты, которые содержат название радиоканала сетевого партнера (бренд), его слоган, иные элементы.

Переход с вещания одного СМИ на другое оформляется только выходными данными радиоканала (полными или сокращенными).

При этом под полными выходными данными понимаются: название СМИ, зарегистрировавший его орган, регистрационный номер и сообщение об ограничении распространения информационной продукции среди детей.

Под сокращенными выходными данными понимается сочетание наименования радиоканала и сообщения об ограничении распространения информационной продукции среди детей.

 «Джингл» сетевого партнера, размещенный в эфире регионального СМИ, не является выходными данными.

Вместе с тем, при анализе соблюдения процентного соотношения направлений вещания, указанных в лицензии, из общего объема вещания СМИ исключается эфирное время, затраченное на рекламу, и данный объем принимается за 100%.

Приведем примеры. Допустим, на телеканал «Первый региональный телеканал» вещает с сетевым партнером «Первый федеральный». Сетевой партнер выделяет региональному вещателю время для выпуска своих программ, а в том числе и «окна» под региональную рекламу. Региональный вещатель должен по лицензии вещать 10 часов, но программ собственного производства у него хватает только на 5 часов. И тогда для соблюдения общего объема вещания, указанного в лицензии, вещатель начинает сопровождать рекламу, выходящую в «окнах» в эфире сетевого партнера своими выходными данными. Если подсчитать допустимый объем рекламы, который может быть у регионального вещателя по лицензии – это 1 час 30 минут (не более 15%). Таким образом, в случае добавления рекламного времени в общий объем вещания процент рекламы в составе телеканала составит 50% и более.

Ещё один пример. Региональный вещатель должен вещать по лицензии 25 часов. Однако собственного контента для соблюдения данного требования у него не хватает. А кроме того, в выходные дни у вещателя полностью отсутствуют в эфире собственные передачи. Подсчитав, что допустимая продолжительность рекламы по лицензии составляет не более 3 с половиной часов, вещатель в выходные дни «отбивает» выходными данными рекламу. Общий объем рекламы у него не превышает установленной нормы в 15%. Однако, таким образом не учитывается требование о соблюдении суточного объема рекламы не более 15%.

Если при проведении мероприятий контроля и надзора в сфере телевизионного и радиовещания, выявляются признаки нарушений о рекламе, то такие материалы передаются в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области для рассмотрения и принятия мер.

 

Наверх