Доклад заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Тамбовского УФАС России Мазаевой С.В. на тему: «Контроль и пресечение нарушений антимонопольного законодательства органами власти»
11 октября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

В третьем квартале 2018 года по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдано 4 предупреждения:

1) предупреждение № П4-24/18 Тамбовской городской Думе о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Установлено, что в решении от 22.12.2017 № 747 «О даче согласия муниципальному унитарному предприятию «Тамбовтеплосервис» на совершение крупной сделки по отчуждению имущества» и в решении от 18.05.2018 № 826 «О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 22.12.2017 № 747 «О даче согласия муниципальному унитарному предприятию «Тамбовтеплосервис» на совершение крупной сделки по отчуждению имущества» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Так, согласно указанным решениям разрешено отчуждение муниципального имущества - объектов газового хозяйства, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП «Тамбовтеплосервис», отдельному хозяйствующему субъекту -  ООО «Газпром  межрегионгаз Тамбов»  в счет погашения задолженности. В результате последнему будут созданы преимущественные условия получения муниципального имущества, что приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке услуг газоснабжения,

Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило Тамбовскую городскую Думы о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем отмены решения от 22.12.2017 № 747 и от 18.05.2018 № 826.

Предупреждение исполнено.

 

2) предупреждение № П4-25/18 администрации Кулеватовского сельсовета Сосновского района  о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Установлено, что администрации Кулеватовского сельсовета Сосновского района Тамбовской области заключила дополнительное соглашение от  27.01.2018 к концессионному соглашению в отношении объектов водоснабжения и водоотведения на территории Кулеватовского сельсовета Сосновского района Тамбовской области  от 01.02.2013 с ООО «Сосновские коммунальные сети», которым продлен срок действия данного концессионного соглашения до 6 лет (пункт 4.1 раздела 4 концессионного соглашения).

Указанные действия противоречат требования Закона о водоснабжении и приводят или могут привести к созданию преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «Сосновские коммунальные сети» по сравнению с другими потенциальными участниками, которые могли бы получить права владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения,

Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупредило о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по устранению последствий нарушения, а именно:

- возвратить объекты водоснабжения и водоотведения, предоставленные по концессионному соглашению от 01.02.2013 в срок до 8 апреля 2019 года.

Аналогичные предупреждения были выданы в отношении администрации Перкинского и Троицковихляйского сельсоветов Сосновского района.

В 3 квартале Комиссия Тамбовского УФАС России по результатам рассмотрения дела вынесла решение о признании МКУ «Долговой центр»  (г. Тамбов) и ООО «ТрансЭкоСервис» (г.Тамбов) нарушившими пункт 4 части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции при заключении антиконкурентного соглашения, результатом которого стало одновременное заключение указанными лицами 13.06.2017 двенадцати контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова без проведения торгов, что привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке услуг по уборке городских территорий.

Заключение МКУ «Долговой центр» 12-ти контрактов с единственным поставщиком ООО «ТрансЭкоСервис» и непроведение конкурентных процедур по отбору поставщика незаконно создает преимущественные условия деятельности этому хозяйствующему субъекту и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение этих контрактов.

По сути, указанные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 12 контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе, а подписание МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» указанных договоров в обход публичного отбора предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции.

Отсутствие публичных процедур приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.

При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных ими бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).

Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции является создание условий и (или) возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В настоящее время в отношении участников соглашения и их должностных лиц  возбуждены административные производства по статье 14.32 КоАП РФ.

 

В третьем квартале 2018 года было рассмотрено заявление администрации Знаменского района Тамбовской области  о даче согласия на предоставление муниципальной преференции обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальник» в целях поддержки субъектов малого или среднего предпринимательства, социального обеспечения населения и охраны здоровья граждан путем передачи в аренду без проведения торгов муниципального имущества (объекты коммунальной инфраструктуры системы теплоснабжения) для осуществления бесперебойного и качественного обеспечения услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов по ул. Волгоградская в р.п. Знаменка.

По результатам рассмотрения принято решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции ООО «Коммунальник», поскольку ее предоставление не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, и предоставление данного имущества может привести к устранению или недопущению конкуренции на рынке оказания услуг теплоснабжения.

 

Судебная практика Тамбовского УФАС России по применению статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

27 августа Арбитражный суд Центрального округа подтвердил законность и обоснованность решения Тамбовского УФАС России о нарушении администрацией города Тамбова антимонопольного законодательства и выданного на его основании предписания.

Напомним, 1 февраля 2017 года Комиссия Тамбовского УФАС России признала администрацию города Тамбова нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Установлено, что администрация постановлением от 08.07.2016 № 4157 закрепила земельные участки для обслуживания и содержания трех общественных кладбищ города Тамбова за МБУ «Спецтехуниверсал». Также в рамках муниципальной программы города Тамбова «Благоустройство в городе Тамбове» на 2014 - 2020 годы» (утв. постановлением администрации от 14.11.2013 № 9640) определила МБУ «Спецтехуниверсал» исполнителем работ по сбору, вывозу, утилизации несанкционированных свалок с территории города Тамбова.На выполнение указанных работ администрация выделяет МБУ «Спецтехуниверсал» субсидии в рамках муниципальных заданий.Однако, работы по сбору, вывозу, утилизации несанкционированных свалок с территории города Тамбова и по содержанию мест захоронения являются муниципальной нуждой, и исполнитель этих работ должен определяться путем конкурентных процедур. Установленный администрацией порядок финансирования работ по сбору, вывозу, утилизации несанкционированных свалок с территории города Тамбова и по содержанию мест захоронения создает необоснованные препятствования хозяйствующим субъектам, поскольку они лишены доступа к соответствующим товарным рынкам.Администрации было выдано предписание об изменении постановления от 08.07.2016 № 4157 и о прекращении практики финансирования из бюджета городского округа - город Тамбов работ по сбору, вывозу, утилизации несанкционированных свалок с территории города Тамбова, а также работ по организации и содержанию мест захоронений путем предоставления учреждению субсидий на самостоятельное выполнение названных работ.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, администрация города Тамбова обжаловала их в судебном порядке.

Арбитражный суд Тамбовской области согласился с выводами антимонопольного органа и не усмотрел оснований для отмены оспариваемых ненормативных актов.

 19 арбитражный апелляционной суд отменил решение суда первой инстанции.

Арбитражный суд Центрального округа отменил постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение арбитражного суда Тамбовской области (дело №А64-2454/2017).

 

19 сентября 2018 года Арбитражный суд Центрального округа отказал администрации города Тамбова, ООО «Капитал» и ООО «Жилищно-строительная компания «Юг» в удовлетворении жалоб на решения судов первой и апелляционной инстанций, которыми была поддержана позиция антимонопольного органа.

Напомним, что в 2017 году в Тамбовское УФАС России поступили материалы, указывающие на нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции со стороны администрации города Тамбова, выражающееся в согласовании переуступки прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории, заключенного 05.06.2013 с ООО «Капитал» по результатам аукциона, ООО «Стройлайн».

Впоследствии также с согласия администрации права и обязанности по договору были переуступлены ООО «Жилищно-строительная компания «Юг» и продлен срок действия договора с 31.12.2017 по 31.12.2020.

Градостроительный кодекс РФ не предусматривает возможность заключения договора о развитии  застроенной территории с лицом, не участвовавшим в аукционе. Право на его заключение принадлежит только лицу, выигравшему аукцион, либо его единственному участнику. Срок установленный договором при его заключении является одним из существенных условий договора о развитии застроенной территории, а значит, его изменение не допустимо.

Переуступка прав и обязанностей  по договору о развитии застроенной территории, равно как и продление его срока приводит или может привести к созданию условий для ограничения либо устранения конкуренции и к нарушению прав неопределенного круга лиц, а также к созданию отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

В связи с чем Тамбовское УФАС России обратилось с иском в Арбитражный суд Тамбовской области о признании недействительными договоров об уступке прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории и дополнительного соглашения к нему, которой был удовлетворен 4 апреля 2018 года.

Администрация города Тамбова, ООО «Капитал» и ООО «Жилищно-строительная компания «Юг» обжаловали решение Арбитражного суда Тамбовской области. Суды апелляционной и кассационной инстанций подтвердили законность выводов Тамбовского УФАС России о незаконности переуступки прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории, а также о продлении его срока.

Наверх