Доклад заместителя начальника отдела Иванова В.В. на тему: "Контроль бюджетных закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
12 апреля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванова В.В.

 

Контроль бюджетных закупок  по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

В соответствии с предоставленными полномочиями территориальные антимонопольные органы в отношении подконтрольных объектов в сфере законодательства о контрактной системе осуществляют плановые и внеплановые проверки, рассмотрение поступивших жалоб на закупки и обращений заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а также привлекают к административной ответственности за выявленные нарушения в сфере законодательства о контрактной системе в рамках предоставленных полномочий.

 

1. Результаты рассмотрения жалоб в первом квартале 2018 года.

 В первом квартале 2017 года достигнуты следующие результаты:

- поступило – 65 жалоб, из них: отозвано заявителями – 5 жалоб, возвращено по причине несоответствия установленным требованиям – 2.

Распределение жалоб по видам заказчиков следующее:

- 29 жалоб поданы на действия муниципальных заказчиков;

- 24 жалобы поданы на действия федеральных заказчиков;

- 12 жалоб поданы на действия государственных заказчиков областного уровня бюджета.

Сравнительный  анализ, проведённый Тамбовским УФАС России на основе рассмотренных во 1 квартале 2018 года жалоб участников закупки, показывает, что при подготовке закупок и проведении соответствующих процедур муниципальные  и федеральные заказчики чаще допускают нарушения законодательства о контрактной системе в сравнении с государственными заказчиками Тамбовской области.

Так, во первом квартале 2018 года было признано обоснованными или частично обоснованными 6 жалоб из 10 рассмотренных по закупкам федеральных заказчиков, что составляет 60 %. Из рассмотренных 22 жалоб на действия муниципальных заказчиков обоснованными первом квартале 2018 года признаны 7 жалоб, что составляет 32%.

Всего  в первом квартале 2018 года в рассмотренных жалобах выявлено 68 нарушений Закона о контрактной системе, из них: 8 нарушений в части размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок; 10 нарушений допущено в части порядка отбора участников закупки при рассмотрении поступивших заявок на участие (2- федеральные заказчики, 8-муниципальные заказчики), 50 нарушений допущено при утверждении закупочной документации.

Наибольшее количество нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок  - 34 допущено муниципальными заказчиками.

Пример:

Муниципальное унитарное предприятие «Тамбовский Центральный Рынок» 05.03.2018 опубликовало на сайте Единой информационной системы в сфере закупок 7 извещений  о проведении запроса котировок на комплексную уборку территории рынка.

Частью 1 статьи 74 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока

Частью 6 статьи 74 Закона о контрактной систем определено, что заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Изменение объекта закупки не допускается. В течение одного рабочего дня с даты принятия указанного решения указанные изменения размещаются заказчиком в единой информационной системе в порядке, установленном для размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. При этом срок подачи заявок на участие в запросе котировок должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок этот срок составлял не менее чем семь рабочих дней, а при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, не менее чем четыре рабочих дня до даты истечения этого срока.

Извещение о проведении рассматриваемого запроса котировок размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок 05.03.2018 с датой и временем окончания подачи котировочных заявок. 19.03.2018.

06.03.2018 года заказчиком принято решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок, которое было опубликовано заказчиком 06.03.2018  в 14 час. 51 мин.

Однако, срок подачи котировочных заявок в нарушение требований ч. 6 ст. 74 Закона о контрактной системе не был продлен заказчиком на 7 рабочих дней. При этом день окончания подачи котировочных заявок – 19.03.2018 приходится на 7-й рабочий день, что является недопустимым. Срок подачи котировочных заявок неправомерно сокращен на один рабочий день после внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок.

Кроме того котировочной комиссией заказчика нарушен порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в 6 запросах котировок.

Так, согласно требованиям части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.

Согласно требованиям части 5 статьи 78 Закона о контрактной системе заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. Любой участник запроса котировок, присутствующий при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия данного доступа.

Согласно представленной 3аказчиком видеозаписи,  комиссия 3аказчика начала процедуру вскрытия конвертов с заявками на участие в запросах котировок №0564600002218000034, 0564600002218000035, 0564600002218000036, 0564600002218000037, 0564600002218000038, 0564600002218000039, 0564600002218000040, 0564600002218000041 19 марта 2018 года в 10 часов 03 минуты.

Однако, в извещении о проведении рассматриваемого запроса котировок дата и время вскрытия конвертов с заявками (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок определена в 10-15, 10-30, 10-45, 11-00, 11-15, 11-45  19.03.2018. Таким образом, Заказчиком также неправомерно сокращен срок подачи котировочных заявок, а котировочная комиссия заказчика неправомерно осуществила вскрытие котировочных заявок ранее объявленного времени.

Таким образом, в нарушение требований ч.1 ст. 78 Закона о контрактной системе единая комиссия по закупкам муниципального унитарного предприятия «Тамбовский Центральный Рынок» осуществила процедуру вскрытия ранее срока, указанного в извещении о проведении 6 запросов котировок.

Кроме того, в данных извещениях не содержались требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении рассматриваемого запроса котировок  и пунктом Заказчиком установлен следующий срок выполнения работ «с 20.03.2018 по 30.04.2018», при этом начальный срок выполнения работ является невыполнимым.

Частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе определено, что контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

Исходя из извещения о проведении запроса котировок, контракт на выполнение работ не может быть заключен ранее 27 марта 2018 года, однако Заказчик обязывает подрядчика выполнять работы с 20 марта 2018 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации не представляется возможным к отношениям, регулируемым Федеральным законом о контрактной системе, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.

Установленный в извещении о проведении рассматриваемого запроса котировок срок выполнения работ не соответствует нормам Закона о контрактной системе, а действия Заказчика нарушают нормы ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

В извещениях о проведении  некоторых из указанных запросов котировок, сформированных в Единой информационной системе в сфере закупок, и извещениях, прикрепленных отдельным файлом, содержалась противоречивая информация.

Так, в извещении, сформированном Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок, установлено, что датой, временем окончания подачи заявок и датой вскрытия конвертов с заявками является –  11 часов 00 минут 19.03.2018. Однако, в прикрепленном документе «извещение» содержится иная информация о времени окончания подачи заявок и вскрытии конвертов с заявками -  11 часов 45 минут 19.03.2018.

Также было установлено противоречие в описании объекта закупки №0564600002218000035, поскольку в извещении №0564600002218000035 о проведении запроса котировок указана 5-я зона, но к закупке прикреплены документы с указанием на 8-ю зону («извещение», «к. зона 8», «Схема рынка на_15022018»), что относилось и было предметом другой закупки №0564600002218000034.

Размещенный файл по формированию начальной (максимальной) цены контракта содержит в себе расчеты начальной максимальной цены контракта, произведенные иными заказчиками и по иным закупкам. Из приведенного расчета начальной (максимальной) цены контракта невозможно определить каким образом формировалась объявленная цена контракта по рассматриваемому запросу котировок (нмц - 446000 руб., а расчет на сумму 2678439 руб. 80коп.).

2. Результаты проведения проверок.

Осуществлено 79 внеплановых проверок во втором квартале 2017 года по обращению государственных и муниципальных заказчиков либо сторонних лиц о допущенных нарушениях, по результатам которых выдано 72 предписания об устранении нарушений в закупках.

Всего при проведении указанных внеплановых проверок выявлено 70 нарушения, в том числе 62 нарушения  в части размещения информации в ЕИС, 1 допущено при изменении условий исполнения контракта..

В подавляющем большинстве внеплановые проверки проводились по обращению заказчиков.

3. Ведение реестра недобросовестных поставщиков.

Рассмотрено 46 обращений государственных и муниципальных заказчиков Тамбовской области о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Включено в реестр 30 записей. Отказано о включении в РНП по 16 обращениям.

По 3-м обращениям в результате рассмотрения  установлено нарушение порядка расторжения контракта и было принято решение об отказе в включении в реестр.

Всего по состоянию на 1 апреля 2018 года в реестре недобросовестных поставщиков находится 68 лиц, включенных Управлением по обращениям государственных и муниципальных заказчиков Тамбовской области.

 

4. Административная ответственность в сфере законодательства о контрактной системе.

В отчетном периоде возбуждено (составлено протоколов) 76 дел об административном правонарушении за нарушения в сфере законодательства о контрактной системе, по результатам рассмотрения которых:

10 дел прекращено (из них - 3 дела по малозначительности совершенного правонарушения);

по 68-ми делам вынесены постановления о наложении штрафных санкций в отношении должностных лиц заказчиков на общую сумму 874 тыс. рублей, из которых подлежат взысканию штрафы на общую сумму 849 тыс. рублей (по одному постановлению размеры штрафа снижены по судебному решению).

Всего в отчётном периоде оплачено штрафов на общую сумму 1023 тыс. рублей, наложенных как в 1 квартале 2018 года, так и ранее.

 

Наверх