Контроль бюджетных закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)
08 июня 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

В соответствии с предоставленными полномочиями территориальные антимонопольные органы в отношении подконтрольных объектов в сфере законодательства о контрактной системе осуществляют плановые и внеплановые проверки, рассмотрение поступивших жалоб на закупки и обращений заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а также привлекают к административной ответственности за выявленные нарушения.   

 В первом квартале 2017 года достигнуты следующие результаты:

 

1) поступило – 64 жалобы, из них: отозвано заявителями – 9 жалоб, возвращено по причине несоответствия установленным требованиям – 8.

По результатам рассмотрения 33 жалобы признаны необоснованными, 14 жалоб – обоснованными (30 % от рассмотренных). Выдано 8 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, которые были исполнены в полном объёме в требуемый срок.

Всего  в рассмотренных жалобах выявлено 28 нарушений Закона о контрактной системе, из них: 1 нарушение допущено в части порядка отбора участников закупки при рассмотрении поступивших заявок на участие, 27 нарушений допущено при утверждении закупочной документации;

 

2) плановые проверки по ФЗ-44 в отчётном периоде не проводились;

 

3) осуществлено 27 внеплановых проверок по обращению государственных и муниципальных заказчиков либо сторонних лиц о допущенных нарушениях, по результатам которых выдано 22 предписания об устранении нарушений в закупках, которые были исполнены в полном объёме в требуемый срок.

Всего при проведении указанных внеплановых проверок выявлено 28 нарушений, в том числе 1 нарушение допущено членами аукционной комиссии в части неправомерного допуска и признания победителем единственной заявки, поданной на участие в аукционе.

В подавляющем большинстве (24 обращения из 27 рассмотренных) внеплановые проверки проводились по обращению заказчиков, которые самостоятельно выявили допущенные ошибки при размещении и проведении закупок, для исправления которых требуется предписание контрольного органа для открытия доступа к информации в Единой информационной системе в сфере закупок и внесения требуемых изменений;

 

4) рассмотрено 5 обращений государственных и муниципальных заказчиков Тамбовской области о включении сведений о 5-ти лицах в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которых они удовлетворены в полном объёме.

Сведения об указанных лицах (один участник закупки уклонился от заключения контракта, три контракта расторгнуты в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по причине ненадлежащего исполнения поставщиками, один контракт расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта) включены Тамбовским УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков.

Всего по состоянию на 1 апреля 2017 года в реестре недобросовестных поставщиков находится 55 лиц, включенных Управлением по обращениям государственных и муниципальных заказчиков Тамбовской области;

 

5) возбуждено (составлено протоколов) 80 дел об административном правонарушении за нарушения в сфере законодательства о контрактной системе, по результатам рассмотрения которых:

12 дел прекращено (из них - 2 дела по малозначительности правонарушения);

по 68-ми делам вынесены постановления о наложении штрафных санкций в отношении должностных лиц заказчиков на общую сумму 1 051 000 рублей, из которых подлежат взысканию штрафы на общую сумму 1 026 рублей (по нескольким постановлениям размеры штрафа снижены по судебному решению).

Всего в отчётном периоде оплачено штрафов на общую сумму 591 340 рублей, наложенных как в 1 квартале 2017 года, так и ранее.

 

Вынесенные 68 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафов в разрезе соответствующих статей КоАП РФ:

а) 1 дело (штраф 50 000 рублей) – ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ (принятие должностным лицом заказчика решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона);

б) 2 дела (штрафы по 15 000 рублей) – ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение должностным лицом заказчика сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день);

в) 3 дела (штрафы по 15 000 рублей) – ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок);

г) 8 дел в отношении членов закупочных комиссий (штрафы на общую сумму 51 450 рублей) – ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ (отказ в допуске к участию в закупке по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или неправомерное признание заявки на участие в закупке надлежащей, соответствующей требованиям закупочной документации);

д) 1 дело (штраф 10 000 рублей) – ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ (включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки);

е) 18 дел (штрафы по 3 000 рублей) – ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (утверждение закупочной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок);

ж) 17 дел в отношении членов котировочной комиссии (штраф на общую сумму 415 570 рублей) – ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ (рассмотрение заявок на участие в запросе котировок с нарушением требований законодательства о контрактной системе);

з) 4 дела (штрафы по 20 000 рублей) – ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (нарушение порядка и сроков ведения реестра контрактов);

и) 5 дел (штраф на общую сумму 75 000 рублей) – ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ (заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт);

к) 2 дела (штрафы по 50 000 рублей) – ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ (нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта);

л) 7 дел (штрафы по 20 000 рублей) – ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ (изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).

 

В настоящее время в судебном производстве арбитражных судов рассматривается 8 решений Тамбовского УФАС России, касающихся законодательства о контрактной системе (1 решение по результатам осуществленной внеплановой проверки, 4 решения по результатам рассмотрения жалоб, 3 решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков), причём только по двум из 8-ми обжалуемых решений заявления поданы заказчиками Тамбовской области.

Кроме того, в суде общей юрисдикции рассматривается 6 постановлений о привлечении к административной ответственности, решение по которым пока не вынесено.

В целом, судебное обжалование решений и постановлений Тамбовского УФАС России в сфере законодательства о контрактной системе имеет положительную тенденцию.

Например, на протяжении нескольких лет по делам об административном правонарушении суды оставляют в силе постановления о наложении штрафа либо применяют малозначительность или снижение размера штрафа в допустимых случаях, отмены постановления по причине неверного определения события и состава административного правонарушения или процессуальных нарушений не было.

В 1 квартале 2017 года были приняты судебные акты о признании недействительными двух решений Тамбовского УФАС России по делам о нарушении законодательства о контрактной системе в отношении электронных аукционов №№ № 0164200003016000704 и №0164200003016001152 (государственный заказчик – Управление физической культуры и спорта Тамбовской области), по результатам рассмотрения которых в действиях заказчика установлено нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

Техническая часть аукционных документаций значительного объёма (77 листов в одном аукционе и 62 листа в другом), которые необходимы для подготовки заявки на участие в аукционе, была размещена в формате PDF. При этом режим файла не позволял осуществлять поиск и копирование произвольного фрагмента текста, что препятствует и затрудняет подготовку заявки участниками закупки в установленный срок и необоснованно увеличивает риск ошибок. Указанное обстоятельство приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и является недопустимым в соответствии со статьёй 8 Закона о контрактной системе.

В настоящее время Тамбовское УФАС России готовит заявления для обжалования судебных решений в Верховном суде Российской Федерации, поскольку выводы судов и государственного заказчика расходятся с позицией Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, являющихся регуляторами правоотношений в сфере законодательства о контрактной системе.

Федеральная антимонопольная служба, например, в письме исх. от 16.11.2016 № ИА/79173/16, указывает на недопустимость подобных действий заказчиков, отмечая, что  «размещение заказчиками технической части документации, необходимой участникам закупки для заполнения заявки на участие в торгах, в файле (формате), не позволяющем совершать обычные действия по поиску, копированию и выводу документа (фрагментов текста) на печать, не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе».

Наверх